Печать

Памятка и рекомендации по адаптации учителям 1 кл

Памятка для педагогов.

Возрастные и психологические особенности первоклассников.

В период 6-7 лет происходит существенное изменение привычного образа жизни ребенка.  Ребенок, который привык много играть, двигаться, вынужден длительное время проводить за партой. Резко сокращается время отдыха, прогулок, возрастают эмоциональные нагрузки. Первокласснику нужно время, чтобы привыкнуть к новому коллективу, к требованиям учителя, к необходимости усидчиво и целенаправленно работать. Для детей в этом возрасте это большой труд.Возрастной период от шести до семи лет можно охарактеризовать повышенной эмоциональностью, подражательностью, направленностью на познание окружающего мира, чувствительностью к воздействию со стороны взрослого и сверстников.

  • Мышление детей 6 – 7 лет носит наглядно-образный характер (ребенок в своем воображении действует с реальными предметами), постепенно формируется способность к абстракции. Мышление эгоцентрично – ребенок не может встать на позицию другого.
  • Внимание непроизвольное, необходима частая смена деятельности. Ребенок может сосредоточить свое внимание на 15 минут. Но его произвольное внимание не прочно: если появляется что-то интересное, то внимание переключается.
  • Память так же непроизвольна, но развивается большая способность к произвольному запоминанию. Память носит механический характер. Поэтому в процесс обучения стоит включать приемы и упражнения для развития логической памяти.
  • В большей степени, ученики данного возраста, являются кинестетиками (т.е. для них важно все потрогать, проверить сказанное учителем на собственном опыте; важна деятельность, связанная с движением, с телесным контактом). Важны подвижные игры, спортивные соревнования, любят громко кричать.
  • В норме возрастная внутренняя позиция каждого ребенка «Я – хороший». Завышенная самооценка способствует успешному развитию ребенка, так как является «нормальной» в данном возрасте.
  • Ребенок живет, в основном, настоящим. У него ограниченное понимание времени, пространства и чисел.
  • Слова взрослого ребенок может понимать буквально. Затруднено понимание абстрактных словопонятий.
  • Начинает развиваться система оценок, но эмоции часто заслоняют объективность оценки. Авторитет взрослого еще так велик, что нередко собственную оценку заслоняет оценка взрослого.
  • Достаточно хорошо может оценить и предвидеть предполагаемую реакцию взрослого. Прекрасно знает, когда и с кем что можно позволить.
  • Недостаточно сформирована сила  воли, младший школьник ещё не обладает большим опытом длительной борьбы за намеченную цель, преодоления трудностей и препятствий.
  • Для развития мышления и речи, необходимо как можно чаще использовать речь ребенка при выполнении каких-либо заданий и упражнений.  Порой взрослые обращают внимание на то, что ребенок рассуждает вслух. И это ОЧЕНЬ ВАЖНО! Когда ребенок воспроизводит ход своих мыслей вслух, рассуждает, таким образом он формирует свою речь и мышление. Полезны упражнения, которые требуют практических действий, использование образов и понятий для достижения необходимого результата.
  • Характер младших школьников отличается некоторыми особенностями. Прежде всего, они импульсивны – склонны незамедлительно действовать под влиянием непосредственных импульсов, побуждений, не подумав и не взвесив всех обстоятельств.

Психологические рекомендации для педагогов, работающих в первых классах.

  • Учитывать возрастные, психологические особенности младших школьников в адаптационный период. Учитывайте предъявляемые требования к ребенку, с его возрастными особенностями
  • Хвалить ребенка в каждом случае, если он этого заслуживает, подчеркивайте его успехи (это даст ребенку уверенность в своих силах).
  • Помочь осознать появление нового общества – класса.
  • Вводить понятие оценка, самооценка и различать её категории.
  • Обучать школьников навыкам учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками.          
  • Любое эмоциональное состояние, включая эмоциональное отрицательной, необходимо выражать в деликатной форме.
  • Заканчивать урок общей оценкой работы класса и отдельных учеников. Пусть все испытают чувство удовлетворенности от результатов труда на уроке. Постарайтесь заметить положительное в работе недисциплинированных ребят, но делайте это не слишком часто.
  • Не сравнивайте ребенка с другими детьми, а сравнивайте результаты первоклассника с его же собственным лучшим результатом. Каждый имеет право быть другим и он единственный такой на всей земле, неповторимый.
  • Больше думайте о том, какие чувства испытывает ребенок, чем о том, как он себя ведет. Часто поведение зависит от эмоционального состояния.
  • Давайте ребенку право на ошибку. Разве вы никогда не ошибаетесь?
  • Используйте индивидуальный подход на уроке, старайтесь переключать внимание ребят каждые десять минут, преподносить материал в игровой форме, использовать для снятия напряжения и усталости различные физические упражнения.
  • Давайте ответы на вопросы либо путем личного исследования, либо помогая ребенку самостоятельно найти ответ с помощью наводящих вопросов.
  • Будьте постоянными в своих требованиях. Ребенок должен знать, чего от него ждут – ведь, как правило, ему очень нравится быть «хорошим».
  • Постарайтесь, чтобы каждый имел свои маленькие обязанности. Дайте понять детям, что их помощь нужна вам.
  • Помните, что ребенок учится у вас и хочет быть похожим на вас.

Автор: Татьяна Евгеньевна. Posted in Рекомендации учителям

Дистанционное обучение

Воспитательная работа