Печать

Аттестация школы: «за» или «против»?



СКАЧАТЬ


Аттестация школы: «за» или «против»?

Размышляя о современной школе, ни один человек, будь то родитель, учитель или любой гражданин, напрямую не связанный с системой образования, пожалуй, не скажет, что обучение и деятельность обучающих организации не нуждается в контроле. Детским садам и школам люди доверяют самое ценное – собственных детей, следовательно, они имеют право знать, как проходит их обучение и развитие. Рядовой гражданин, не имея достаточных знаний и возможностей для контроля работы школы, полагается на те организации, на которые возложена функция контроля в сфере образования.

Работу современной казахстанской школы контролируют самые разные структуры, охватывая все сферы деятельности и обеспечивая гарантию того, что каждый ребенок получает образование, соответствующее образовательным стандартам нашей республики в условиях, гарантирующих безопасность и комфорт каждому ученику или воспитаннику. Отделы и управления образования при акиматах областей, городов и районов осуществляют плановые проверки всех организаций образования, изучая деятельность каждого учреждения по самому широкому спектру вопросов. Кроме того, проверки осуществляются и другими структурами: СЭС, УВД, противопожарной службой, представителями прокуратуры, управлением по делам обороны,  ревизионными комиссиями и т.д. В течение года школа выдерживает около 12-15 проверок. На протяжении многих лет осуществлялась и государственная аттестация организаций образования. Но так ли она нужна?

Во время проведения аттестаций наиболее опытные учителя школ региона получают дополнительную нагрузку, ведь их привлекают в качестве экспертов для проведения этой процедуры. Это означает, что они покидают  свои рабочие места, а их непосредственные обязанности выполняются другими учителями. Командировки в разные регионы – это и дополнительные финансовые затраты для бюджета городов и районов нашей республики. 

Модернизация системы казахстанского образования в последние годы идет столь стремительно  и охватывает не только содержание образования, но и формы ведения урока, принципы и подходы к организации обучения и методы оценивания, что сегодня было бы очень сложно собрать группу экспертов, которые уверенно могли бы проконтролировать и оценить «правильность» деятельности школы – ведь многое казахстанские учителя делают впервые, проводя апробацию. Возможно, именно это стало причиной того, что аттестация школ в Казахстане была приостановлена до 2018 года.

Говоря о том, нужна ли казахстанским школам такая форма контроля их деятельности, как аттестация, вспомним о ее задачах.  Согласно «Правил государственной аттестации организаций образования», «государственная аттестация организаций образования проводится с целью осуществления контроля соответствия образовательных услуг, предоставляемых организациями образования, требованиям государственного общеобязательного стандарта образования». Однако сейчас, когда все школы Казахстана перешли на ведение электронных журналов, проверка данного соответствия может осуществляться нажатием нескольких кнопок. Любой методист отдела образования сможет рассмотреть планирование, согласно которому строит свои уроки любой учитель любой школы. Таким же образом можно ежедневно проконтролировать и уровень успеваемости обучения в каждой школе, а родители всегда могут  видеть результаты учебной деятельности своих детей.

В процессе государственной аттестации школы учащиеся 4, 9 и 11 классов проходили процедуру тестирования, по качеству выполнения тестов делался вывод о качестве обучения основным предметам школьной программы. Однако учащиеся 9 и 11 классов традиционно проходят и итоговую аттестацию, материалы для которой разрабатываются органами управления образования (для девятиклассников) и Национальным центром тестирования (для одиннадцатиклассников). Кроме того, достаточно обширную информацию предоставляет и проведение процедуры ВОУД для учащихся 4 и 9 классов. И  данная форма проведения оценки учебных достижений и итоговой аттестации вполне отражает то, какими знаниями, умениями и навыками обладают ученики выпускники школы.

         Проведение аттестации, несомненно, заставляло коллективы школ тщательнее систематизировать свою работу. К сожалению, очень часто системность деятельности подменяется написанием дополнительных планов, составлением дополнительных отчетов, сбором дополнительных бумаг, которые отвлекают учителя от его основной функции – учить, развивать и воспитывать. Но ведь все школы Казахстана ежегодно вносят массу информации в НОБД, подтверждая ее достоверность наличием соответствующих документов и приказов. Разве данной информации недостаточно, чтобы оценить результативность работы учителей и администрации школы, ее материально-техническую базу, качество работающих в ней педагогических кадров?

         Кроме того, реализуя принцип открытости системы образования, директора школ ежегодно выступают перед родительской общественностью и Попечительскими советам своих школ с публичными отчетами, с материалами которых можно ознакомиться на страницах сайтов организаций образования. Такой открытый диалог с родителями учеников зачастую значит для них гораздо больше, чем результаты любых проверок.

         Все эти размышления наводят на мысль о том, что аттестация школы в современных условиях станет скорее лишней проверкой, затрудняющей жизнь педагогам и учащимся, а не средством мобилизации лучших сил в каждом педагогическом и ученическом коллективе. Вот и остается актуальным вопрос: «Зачем нужна аттестация школ?»



Коллектив Гимназии имени М.Горького


Автор: Мария Владимировна. Posted in Аттестация

Изучаем государственный язык

Воспитательная работа

Дистанционное обучение